
Когда отмечается праздник Международный день библиотек
Существует два основных праздника, которые часто объединяют под общим названием. Первый — это Международный день школьных библиотек, который отмечается во многих странах в четвертый понедельник октября. Его цель — привлечь внимание к деятельности именно школьных библиотек, которые играют ключевую роль в образовании ребенка.
Второй, более известный в России — это Общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Он не является международным в прямом смысле, но его идеи перекликаются с глобальными тенденциями. Однако, на международной арене главным днем библиотек считается 23 апреля, который ЮНЕСКО провозгласило Всемирным днем книги и авторского права. Несмотря на разные даты, цель у этих международных праздников общая: подчеркнуть важность библиотек, книг и чтения в жизни общества.
История и традиции праздника
История Международного дня школьных библиотек началась в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. Сначала его отмечали в один фиксированный день, но с 2008 года дата стала "плавающей". В России же история собственного праздника началась раньше: Указом Президента РФ в 1995 году был установлен Общероссийский день библиотек 27 мая. Эта дата приурочена к основанию в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России — Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.
Традиции празднования в этот день и в течение всей недели очень разнообразны. По всей стране проводятся масштабные мероприятия:
- торжественные собрания и концерты, посвященные труду библиотекарей;
- презентации новых книг и встречи с авторами;
- дни открытых дверей и экскурсии для всех желающих.
Особенно ярко проходят акции в школах: дети рисуют плакаты, участвуют в литературных викторинах и конкурсах на лучшего читателя года. Многие организации дарят книги в фонды библиотек, а волонтеры помогают с ремонтом и реставрацией старых изданий. Главная цель — показать, что современная библиотека — это не просто хранилище материалов, а динамичный культурный центр.
Интересные идеи проведения на международный день библиотек
Чтобы сделать праздник по-настоящему запоминающимся, организуйте нестандартные мероприятия на международный день библиотек. Вот несколько идей:
- Квест по мотивам литературных произведений. Участники разных классов находят подсказки среди книжных полок, решают головоломки, связанные с сюжетами и героями, чтобы находить "клад" — возможно, тот самый новый материал или набор книг для классной библиотеки.
- "Живая библиотека". Это современный формат, где "книгами" выступают люди — интересные личности города (писатель, спортсмен, пожарный, путешественник). "Читатели" могут "взять" их на время и услышать уникальную историю из первых уст.
- Литературный флешмоб или челлендж в соцсетях. Предложите пользователям опубликовать фото с любимой книгой из детства с хештегом #ДеньБиблиотек2024, #международный, #день, #библиотек. Лучшие работы могут стать украшением страницы библиотеки или школы.
- Мастер-классы по старинному переплету и реставрации книг. Это увлекательно и для детей, и для взрослых. Такое мероприятие научит ценить книги не только как источник знаний, но и как материальный объект, в который вложен труд многих людей.
- Создание "народной" книги. Каждый посетитель может написать одну страницу общей истории. Это может быть фантастический рассказ, детектив или поэма. Итоговое произведение станет уникальным экспонатом и символом совместного творчества.

Примеры сценариев на международный день библиотек
Сценарий интерактивной перемены на Международный день библиотек или День школьных библиотек "В поисках пропавших букв"
Действующие лица:
- Ведущие на станциях (активистам желательно иметь при себе отличительные знаки, по которым дети ориентируются и подходят к ним для участия в станции)
- Библиотекарь
Подготовительный этап:
- Необходимо распечатать раздаточный материал (пословицы и поговорки для станции "перевёртыш"; дартс для станции "Литературная мишень"; БУКВЫ "К", "Н", "И", "Ж", "К", "А"; иллюстрации к станции "Листая страницы")
- Необходимо подготовить реквизит для станции "Изобрази" (ватман, цветные карандаши, краски, фломастеры);
- На переменах ребята ходят по станциям, определенного порядка прохождения станций нет, но важно, чтобы ведущие станций в конце задания выдавали команде их букву.
Сценарный ход
Библиотекарь: Ну, где же они? Аууу, вы где? Странно, тут нет. Тут тоже нет. Ауу...
Ребята, а вы их не видели? (обращается в зал)
(задумавшись) Ой, извините, я и не представился. Я библиотекарь. Сегодня у меня
случалась крайне странная и неприятная ситуация я обнаружил, что все буквы разбежались. А как же мои дорогие друзья будут читать книги в моей библиотеке? Ох,
что же мне делать (плачет). Стоп, отставить слёзы!
(обращается в зал) Вы поможете собрать потерянные буквы? Помогите мне ребята, уж очень вас прошу!
Все буквы растерялись по школе. Мои помощники их поймали, но так и не донесли.
Найдите моих помощников, выполните задание и получите буквы. Составьте из них
слово и принесите мне! А я вам буду очень благодарен! Удачи вам ребята!
Конец мероприятия:
Библиотекарь: Ох, молодцы, мои друзья. Как быстро вы справились со всеми заданиями. Какое слово у вас получилось? (Книжка). Правильно! Молодцы, спасибо,
друзья мои, что помогли поймать мне разбежавшиеся буквы.
Указатели со смыслом "Как пройти в библиотеку", материал на Международный день библиотек
"Извините, как пройти в библиотеку?" — этот знаменитый вопрос теперь имеет столь же знаменитый ответ! Мы создали не просто указатели, а целый литературный маршрут. Следуя по ним, каждый гость школы совершит небольшое путешествие, в ходе которого дорогу подскажут не только стрелки, но и мудрые мысли великих писателей и ученых о библиотеке. 10 готовых указателей помогут найти путь к хранилищу знаний и обогатят этот путь вдохновляющими цитатами.
Сценарий интерактивной перемены для 1-11 классов "Международный день библиотек"
Форма: интерактивные перемены
Место проведения: коридоры, кабинеты школы
Действующие лица:
Ответственные за станции активисты (активистам желательно иметь при себе отличительные знаки, по которым дети смогут ориентироваться и подходить к ним для участия в станции. В качестве ориентиров выбраны локальные атрибуты школы (значки, галстуки и т.д.).
Реквизит, оборудование: прописан к каждой станции
Краткое описание сюжета:
Библиотеки являются хранилищами знаний. В них собраны миллионы книг, журналов, газет и других документов, которые содержат много интересной информации. Они помогают в обучении, расширяют кругозор читателя, способствуют сохранению культурного наследия.
А чтобы читателей в библиотеке стало больше, напоминаем школьникам о важности книг и чтения. В этом нелёгком деле помогут интерактивные перемены. Дерзайте, играйте, читайте!
Сценарный ход
(на переменах ученики ходят по станциям. Строгого направления нет. Всё по желанию.)
1 станция "Книжный гороскоп": Что почитать мечтательным рыбам, трепетным девам или гордому льву? Здесь вы узнаете о том, какие книги подходят Вам для чтения исходя из вашего знака зодиака. Чтобы проверить Ваша это книга или нет есть один способ: сходить в библиотеку, прочитать и сделать выводы. Не забывайте, что это рекомендация и сейчас мы готовы с вами ей поделиться.
(Зачитывают характеристику исходя из запроса участников)
РЕКВИЗИТ СТАНЦИИ: распечатанное ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АЛЬТЕРНАТИВА: если не подходит вариант с книжным гороскопом, то предложите игру "Загадай число". Ребята называют цифру и смотрят какая книга им выпала.
Примерный список:
- "Человек, который смеётся" Виктор Гюго
- "Триумфальная арка" Э.М. Ремарк
- "Три товарища" Э.М. Ремарк
- "Гранатовый браслет" Куприн
- "Отверженные" Виктор Гюго
- "Анна Каренина" Л.Н. Толстой
- "Унесенные ветром" М. Митчелл
- "Джейн Эйр" Ш. Бронте
- "Грозовой перевал" 3. Бронте
- "Поющие в терновнике" Колин Маккалоу
- "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков
- "Сто лет одиночества" Г.Г. Маркес
- "Над пропастью во ржи" Дж. Сэлинджер
- "Два капитана" Каверин
- "Овод" Войнич
- "Ребекка" Дафна Дю Морье
- "Цветы для Элджернона" Дэниел Киз
- "Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери
- "Собор Парижской Богоматери" Виктор Гюго
- Граф Монте-Кристо" А. Дюма
- "Жареные зеленые помидоры" Фэнни Флэгг
Международный день библиотек — это не просто профессиональный праздник, а масштабное событие, которое напоминает обществу о непреходящей ценности книги и чтения. Международный день библиотек — это день, когда мы благодарим тех, кто сохраняет и приумножает культурное наследие, кто помогает каждому человеку находить свою книгу — ту, что изменит жизнь, подарить новые знание и открыть целый мир. Библиотеки были и продолжают быть фундаментом образования и культуры, с каждым годом становятся только разнообразнее.